------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


ЭПИТАФИЯ
(Генеалогическое исследование
рода Мин)
Плита с места погребения Георга Мина; фото Андрея Демидова, 2004 год


       Началом этой истории можно считать 31мая 2006 года. Именно в этот тёплый и солнечный весенний день я, находясь в очередном двухнедельном отпуске в деревне Медвежье, Рязанской губернии, Старожиловского района, после трудов праведных на земле решил размяться и побродить в окрестных берёзовых посадках в поисках первых грибов. Кроме ножа и сумки, захватил фотоаппарат. Надо сказать, места здесь не только красивые и благодатные, но и исторические. Старинные сельские церкви и погосты, остатки былых дворянских усадеб, парков и прудов. А фамилии бывших владельцев этих земель – Рюмины, Хлебниковы, Полторацкие, фон Дервизы, Головнины, Сульменёвы, Вердеревские, Потуловы и другие. В селе Истье, на слиянии рек Польки и Истьи, ещё во времена Петра I и по его указу был создан железоплавильный завод, использовавший местную железную руду из села Залипяжье и деревни Ямы. По местным преданиям сам Император – Петр I бывал на Истьинском заводе. Из этого металла катали проволоку и из неё делали иголки для шитья, булавки и спицы, но уже на других производствах в сёлах Столпцы и Коленцы, недалеко от Истья. Этим игольным фабрикам принадлежала монополия по всей России, другого игольного производства в России до 1870 года не было. Из Англии ввозились иглы и булавки, но стоили намного дороже отечественных. Основателями Истьинского завода были купцы Рюмины и Томилины. В 1773 году завод купил генерал-аудитор Петр Кириллович Хлебников ( 1734г. – 1777г. ). От него завод перешел его дочери – Анне Петровне Хлебниковой ( ум. 1842г. ) и её мужу Дмитрию Марковичу Полторацкому ( 1761г. – 1818г. ), затем их сыну Сергею Дмитриевичу Полторацкому ( 1803г. – 1884г. ). Рассказывать о Полторацких можно долго – это славный род и отдельная большая тема. Я же вернусь в май 2006 года.
       Походив и побродив в поисках первых грибов, я вышел через урочище Лизнево к селу Истье. В этом большом населённом пункте есть библиотека, которую давно мечтал посетить. Заведующая библиотекой Светлана Зверева очень тепло меня встретила и на многочисленные мои вопросы обстоятельно отвечала. Интересовался же я вопросами краеведения, генеалогии и некрополистики. Незаметно нас обступили сотрудники и посетители библиотеки. Завязался уже не диалог, а дискуссия. Каждый стремился рассказать о своих предках и семейных преданиях, воспоминаниях бабушек и дедушек. Живой разговор, увлечённых одной темой людей, - это бальзам на их души! Через несколько часов беседы, Светлана посоветовала мне зайти в Истьинскую среднюю школу к преподавателю Ашарину Виталию Евгеньевичу. Она сказала, что у него в школьном кабинете истории хранится старинное надгробие с эпитафией на иностранных языках, которую никто не смог перевести. Известие сие меня окрылило, и я полетел в школу. Там, встретился с Ашариным В.Е., который после расспросов любезно пригласил меня в кабинет, где в шкафу находилась чугунная надгробная плита в форме трапеции. На вопрос, откуда она здесь – Ашарин сказал, что примерно в 1985 году житель Истья – колхозный тракторист приволок плиту с поля у бывшего села Залипяжье. До 1920 года в селе Залипяжье была церковь и кладбище. Нет теперь ни церкви, ни кладбища. Памятники с кладбища советская власть употребила на фундамент для школы, а церковь разобрали на дрова. Время не пощадило и школу, построенную буквально на костях предков, но из останков фундамента до нашего времени торчат надгробия с надписями. Для лучшего рассмотрения, мы вытащили плиту из шкафа. Я попросил кусочек мела и обвёл им текст эпитафии. Теперь можно было без особого труда её прочитать. Текст состоял из двух частей. Первая – на английском языке, вторая – на латыни! Английскуя часть я перевёл сходу. Она гласила: « Георг Мин родился в Шотландии недалеко от Лэнарка в 1757 году. Умер в России около Рязани 18 июля 1830 года». С латынью было труднее. Этого языка не знал. Переписав текст и сфотографировав надгробие, я простился с Виталием Евгеньевичем, пообещав по приезде в Москву перевести латинский текст и сообщить ему. Вечерело, настроение было на пять с плюсом. Дорогу от Истья до Медвежьего прошагал быстро. Кто же этот иностранец? Какова его жизнь? Оставил ли детей? Как-то сразу вспомнился социалист-утопист Роберт Оуэн, который давным-давно организовал свою коммуну в Шотландии в Лэнарке. Существует ли связь?
       В Москве занялся поисками в РГБ. Перелопатил массу книг, словарей, брошюр и статей. Многое удалось узнать. Оказывается, Георг Мин был приглашен в Россию из Англии Дмитрием Марковичем Полторацким как инженер и управляющий имениями в Истье и Авчурино (Калужская губерния). Сохранились сведения о переписке архитектора Василия Петровича Стасова с владелицей имения Анной Петровной Полторацкой и описание управляющего Георга Мина авчуринского хозяйства, устроенного Дмитрием Марковичем Полторацким в XIX веке. В 1816 году архитектор В.П. Стасов построил в Истье Христорождественскую церковь, сохранившуюся и действующую ныне. Латинская часть эпитафии гласила: « Мужественная жизнь, увенчанная славою побед своих, заслуживает бессмертия». Вот так, дорогой мой читатель. Ни много, ни мало. А далее – более. Дети Георга Мина, внуки и правнуки оставили не меньшую память о себе. Мне удалось составить генеалогическое древо этой славной фамилии.

О ДЕТЯХ.


       В Русском биографическом словаре Брокгауза и Ефрона читаем:
       Мин, Дмитрий Егорович — видный поэт-переводчик (1818—1885); в 1834 г. окончил курс московской практической академии. Затем поступил в московскую медико-хирургическую академию, которую окончил лекарем в 1839 г. Степень доктора медицины получил за диссертацию "De dyscrarsia typho propria" (M., 1851). Сначала был в московском университете адъюнктом по кафедре гигиены, эпизоотии и ветеринарной полиции, с 1863 по 1878 г. профессором судебной медицины, после чего покинул Москву и поселился в СПб. Из его ценных переводов Данте, частью ранее напечатанных в "Москвитянине", составилась книжка: "Ад Данте Алигьери" (с комментариями, М., 1855); отдельно еще появились: "Песнь о колоколе" Шиллера (СПб., 1856) и "Дон Жуан на острове Пирата" Байрона (М., 1681). Больше всего М. печатал в "Русском Вестнике": "Монолог короля Ричарда II" из драмы Шекспира (1864, кн. 4), "Первая песнь Чистилища Данте Алигьери" (1865, кн. 9), "Осада Коринфа" Байрона (1873, кн. 6 и 1875, кн. 3), "Король Иоанн", драма Шекспира (1882, кн. 7), стихотворения из Теннисона, Уланда, Вордсворта (1880, кн. 1), "Человек, рожденный быть королем", повесть в стихах из "Земного Рая" В. Морриса (1869, кн. 1). Его оригинальные стихотворения появлялись в "Современнике", "Зрителе" и др. Другие труды М.: "Об успехах новейшей химии и заслугах Берцелиуса" ("Москвитянин", 1853, кн. 1), "Медико-полицейское исследование фабрики Ганешиных" ("Современник", 1866), "Правила дезинфекции отхожих мест" (Москва, 1866), "О некоторых сомнительных состояниях психического здоровья в судебно-медицинском отношении" ("Речь и отчет московского университета", Москва, 1868, стр. 18—87) и др. После кончины М. в "Пантеоне Литературы" (1888, кн. 1) помещено несколько его переводов.
       И далее, выдержки из иных источников…
       «Мало кто знает, что профессор судебной медицины Дмитрий Егорович Мин (1818г.-1885г.) раньше А.П. Чехова получил высшую литературную премию имени А.С. Пушкина. Он блестяще переводил Данте, Шекспира и Байрона. Кафедра, руководимая с 1862 года Д.Е. Мином, называлась "Кафедра судебной медицины с токсикологией, гигиены и медицинской полиции, при ней госпитальное судебно-медицинское отделение, судебно-медицинские вскрытия, учение об эпизоотиях и ветеринарная полиция". Со временем произошло выделение отдельных кафедр и других подразделений из этой кафедры. Наряду с процессом дифференциации шел процесс интеграции, т.е. сотрудничества разных кафедр, разных специалистов, например клиницистов с физиологами и морфологами. Это было характерно для золотого века.
       Большое внимание в период заведования Д.Е. Мин уделял практической работе студентов. Он говорил: «Преподавание судебной медицины может лишь тогда сделаться вполне успешным, когда рядом с теоретическим будет идти практическое преподавание этой науки». Практическому преподаванию отводилось 8 часов в неделю. Каждый студент был обязан вскрыть труп и представить подробный судебно-медицинский акт. По каждому случаю, профессор ставил вопросы, которые могли быть заданы в суде, и студенты письменно отвечали на эти вопросы, а затем ответы обсуждались на занятиях. Нередко, по воспоминаниям современников, эти обсуждения превращались в научные диспуты, которые посещали не только студенты, но и врачи. В 1864 году был учрежден кафедральный музей, существующий и по настоящее время. Научные работы кафедры были посвящены изучению гигиенических, анатомических и судебно-медицинских вопросов. Следует отметить заслуги Д.Е. Мина в развитии судебной психиатрии, которая в то время еще не была отделена от общей судебно-медицинской экспертизы. Актовая речь, произнесенная Д.Е. Мином в 1868 году, называлась «О некоторых сомнительных состояниях психического здоровья в судебно-медицинском отношении». В ней впервые делается попытка научного решения сложных вопросов судебной психиатрии, тогда еще мало изученной области медицинской экспертизы. В 1878 году Д.Е. Мин по болезни оставил службу в университете. И на должность заведующего был избран И.И. Нейдинг».

       А вот что написано в библиографическом указателе «Выдающиеся люди Старожиловской земли», который был издан в 2006 году в Москве.

       Мин Дмитрий Егорович ( Родился в 1818 году, в селе Истье Пронского уезда Рязанской губернии. Умер 11 ноября 1885 года в Санкт-Петербурге).
       Родился в семье горного инженера Истьинского чугунолитейного завода. Высшее образование получил в Московской коммерческой академии. Затем окончил (1839г.) с золотой медалью Московскую медицинскую хирургическую академию и 16 лет работал ординатором Екатерининской больницы.
       Первый период деятельности Мина был связан с изучением патологической анатомии, которая в то время только начала формироваться в самостоятельную отрасль медицины. В 1851 году защитил докторскую диссертацию на тему «О тифозном истощении». С 1858 года по 1878 год работал в Московском университете, сначала адъюнкт-профессором кафедры государственного врачебноведения (судебной медицины) по курсу гигиены и эпизоотии, а затем (с 1862г.) экстраординарным профессором на той же кафедре. Д.Е.Мин много сделал для улучшения преподавания судебной медицины. В 1864 году он организовал при кафедре музей. В 1872 году было издано руководство «Судебная медицина».
       На протяжении многих лет Мин был соредактором «Московского врачебного журнала», который с 1851 года издавал Полунин.
       Д.Е.Мин обладал большим организаторским талантом. В 1864 году он возглавил в Москве комиссию по борьбе с холерой. Были открыты приёмные пункты с дежурствами врачей, издана инструкция по проведению мероприятий по борьбе с холерой, организована работа участковых санитарных попечительств. Эти энергичные меры привели к быстрой ликвидации эпидемии.
       На протяжении 8 лет Дмитрий Егорович Мин работал проректором, а затем ректором Московского университета.
       Д.Е.Мин был не только медиком, он был ещё и прекрасным переводчиком, поэтом. Блестяще владея древними и новыми языками: латинским, греческим, французским, немецким, английским и итальянским, он перевёл размером подлинника «Божественную комедию» Данте, «Освобождённый Иерусалим» Торквато Тассо, «Король Иоанн» Шекспира, «Дон Жуан» Байрона, «Колокол» Шиллера и многие другие произведения. «Будь добр: повидай Мина – мне перевод его из Байрона нужен…» - писал в сентябре 1855 года Н.А.Некрасов (в то время редактор Современника») писателю и критику В.П.Боткину.Через некоторое время Боткин ответил: « Сегодня был я у Мина, который просит передать тебе, что он никак не может приготовить к 10 номеру своего перевода из Байрона, да и вообще не может назначить срок, когда он его окончит. Говорит, что всё это время было очень много хлопот по больнице…»
       «Поэт и медик – какая прекрасная дисгармония», - эти слова о Мине были сказаны Т.Г.Шевченко, который по возвращению из ссылки имел возможность пользоваться услугами известного доктора.
       Главный поэтический труд Д.Е.Мина – перевод «Божественной комедии» Данте – увидел свет уже после смерти переводчика в издании Сытина в 1902году. А в 1907году Российская Академия наук присудила Д.Е.Мину за его перевод «Божественной комедии» полную Пушкинскую премию ( 1000рублей ).

       Ещё в 1846 году Дмитрий Егорович Мин подарил Сергею Дмитриевичу Полторацкому свой перевод стихов Роберта Бёрнса. Прекрасная статья о Д.Е.Мине написана и в Биографическом словаре С.А.Венгерова «Русские писатели 1800 – 1917 годов», том 4 стр. 72,73.

       Действительный статский советник Д.Е. Мин родился 1 июля 1818г., умер 30 октября 1885г. Похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря с женой – Елизаветой Николаевной, умершей 19 января 1896года. ( Информация из «Петербургского некрополя» В.И. Саитова)

       Мин Георгий Егорович ( 13.08.1815г.- 09.11.1890г. )
       Редактор и издатель популярного журнала «Охота», автор и редактор журнала «Коннозаводство и охота», агроном. Много писал о шотландских и английских породах собак и лошадей, делал переводы с шотландских изданий. В РГБ имеются его работы:
       1. Братья Губерт и Иоанн Ван Эйк. Несколько замечаний о живописи вообще.
       2. Указатель по Московскому зоологическому и ботаническому саду Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений.
       2. 3. Выставка мануфактурных изделий.
       4. «Тайная вечеря» - картина Леонардо да Винчи.
       Умер Г.Е.Мин в Москве 9ноября 1890года и похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря (Информация из «Московского некрополя» В.И. Саитова).

       Мин Анна Егоровна, в замужестве Горонович, родилась 20 декабря 1822 года и умерла 14 февраля 1850 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. Покоится вместе с Елизаветой Николаевной Горонович ( урождённой Крафт ) род.11 июня 1851г., ум.31 октября 1897г. (Информация из «Московского некрополя» В.И. Саитова).

       Мин Александр Егорович - генерал-лейтенант артиллерии. Служил на Охтинских пороховых заводах. Родился 15 марта 1822 года и умер 18 января 1889 года. Похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря (Информация из «Петербургского некрополя» В.И. Саитова)

       Мин Андрей Егорович ( родился в селе Истье в1830 году, умер10 ноября 1886года. )
       Этнограф и математик. Первоначальное образование получил дома. После домашней подготовки поступил на физико-математический факультет Московского университета. В 1851 году окончил его со степенью кандидата. Долгое время проживал в Киеве, куда переехал из-за более мягкого климата ( у А.Е.Мина было слабое здоровье ). По возвращении в Москву в 1869 году занял место заведующего акционерными документами при Обществе Московско-Рязанской железной дороги, где и служил до самой смерти. Андрей Егорович Мин был одарённым человеком, хорошим переводчиком и популяризатором естественно-научных знаний. Он много писал и переводил по вопросам естествознания, геологии, географии и астрономии.
       Сотрудничал в "Вестнике Естественных Наук" и "Москвитянине", где напечатал статью "Картины полярных стран". Кроме того, издал переводы сочинений: О. Митчеля, Г. Льюиса, Ч. Лайэлля, Сомервиля, Кэрби, Спенса и др. {Брокгауз}

О ВНУКАХ.


       Мин Георгий Александрович (9.12.1855г.-13.08.1906г.), военный деятель, генерал-майор. Сын генерал-лейтенанта А. Е. Мина, служившего на знаменитом Охтенском пороховом заводе. На формирование качеств характера Георгия Мина рано повлияло серьезное православное воспитание, полученное им в семье и, вложившее в его душу прочные начала веры, нравственности и любви к России и Престолу.
       Первоначальное образование Мин получает в С.-Петербургской 1-й классической гимназии, успешно закончив ее в 1874 году. В том же году поступил рядовым на правах вольноопределяющегося 2-го разряда в лейб-гвардии Семеновский полк. Впоследствии Мин всегда очень гордился, что познал изнутри нелегкую солдатскую службу. Пробыв все положенное время в звании нижнего чина, он успешно выдерживает экзамен на офицера при 2-м Константинопольском училище. 13 июня 1876 года производится в прапорщики лейб-гвардии Семеновского полка. Мин славился как великолепный стрелок гвардии, постоянно зарабатывая первые призы за стрельбу. В его активе имелись даже несколько Императорских призов. Во время освободительной русско-турецкой войны 1877-1878 годов прапорщик Мин принимает участие во всех боях, где отличился геройский Семеновский полк. Переправа через Дунай, осада и взятие Плевны, штурм Правецких высот, бой при Дальнем Дубняке, взятие д. Шандорника, бой в редутах под д. Скревены, переход через Балканы, занятие Софии, бой под Филиппополем, взятие Адрианополя, занятие Сан-Серафимо - этапы боевой биографии молодого офицера. В составе Плевненского отряда князя Карла Румынского, а затем Западного отряда генерала Гурко Мин участвовал в самых рискованных боевых заданиях. К концу войны он командовал боевой ротой. За отличия в боях был награжден орденами св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом.
       В 1884 году Георгий Мин назначается на должность полкового адъютанта, а в 1887 году становится членом полкового суда: крайняя щепетильность Мина в вопросах воинской чести была общеизвестна. В 1898 году Мин, только что произведенный в полковники, срочно командируется в район Самарканда в распоряжение принца А. П. Ольденбургского для борьбы с чумной эмидемией. В 1899 году полковник Мин назначается председателем полкового суда, а в 1903 году получает назначение на должность командира 12-го Гренадерского Астраханского Императора Александра III полка. В 1904 году получает в командование родной свой Семеновский полк, а в 1905 также назначается и флигель-адъютантом Его Императорского Величества. 2 апреля 1906 года Георгий Мин производится в генерал-майоры с одновременным зачислением в Свиту Его Императорского Величества. Командира Семеновского полка наградили также орденом св. Владимира 3-й степени. Мин был генералом не только по мундиру и названию. Для него все нижние чины его полка были словно родные дети. Любой солдат мог обратиться прямо к нему со своими скорбями и нуждами. Он, всегда любивший и чтивший русского солдата, очень внимательно относился к жизни своих солдат, старался пробудить и воспитывал в солдате сознательное исполнение долга. 13 августа 1906 года генерал Мин был убит 5 выстрелами в спину социалисткой-революционеркой З. В. Коноплянниковой на глазах жены и дочери, на скамейке Ново-Петергофского вокзала. Похоронен в полковой церкви во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, рядом с тремя могилами его солдат, убитых в Москве. После 1917 года церковь Семеновского полка с останками Мина и других семёновцев была уничтожена. Использованы материалы сайта Большой энциклопедии русского народа.
       Мин Георгий Александрович (09.12.1855г.-13.08.1906г.), генерал-майор, командир Лейб-гвардии Семеновского полка.

       В «Петербургском некрополе» В.И. Саитова читаем: «Мин Георгий Александрович, свиты Его Императорского Величества генерал-майор злодейски убит в Петергофе 13 августа 1906г. ( Церковь лейб гвардии Семёновского полка Введения во Храм Богородицы )».

       В «Списках чинов, погребенных на Царскосельском Братском кладбище и в Царском Селе в годы первой мировой войны 1914 - 1918 годов» читаем: «Вдова Свиты Е.И.В. генерал-майора Мин Екатерина Сергеевна похоронена 25.02.1917года».

       Остаётся добавить, что в РГБ хранится книга Георгия Александровича Мина «Семёновский лейб гвардии полк».

       Мин Александр Дмитриевич (1866г.–1922г.), корнет запаса, один из первых популяризаторов научного фильма в России. В 1895 году он начинал работу с «волшебными фонарями» и открыл на Жуковской улице собственное дело по распространению и продаже аппаратуры и диапозитивов. С появлением кинематографии Мин перешел от «волшебных фонарей» к кино и открыл большую контору на Бассейной улице (1900г.). Он стал представителем французской компании «Эклипс» и распространял ее научные фильмы по России. В 1909 году он открыл свое ателье в Териоках под Петербургом и лабораторию на Лахтинской улице. Для съемок Мин снаряжал экспедиции, главным образом, в Финляндию, где был снят ряд видовых лент (операторы Эмбо и Александр Рылло). Вскоре Мин переименовал свою контору в общество «Минотавр» и пытался выпустить на экраны художественные фильмы, но потерпел неудачу и вернулся к «Прокатному бюро научных лент для учебных заведений».
       «Это было единственное учреждение, занимавшееся прокатом научных фильмов. Всего было выпущено до 140.000 метров и налажен импорт в Англию и Финляндию (представитель Мели Кукки). Кроме широкой организации проката научных фильмов, Александр Дмитриевич Мин имеет еще одну крупную заслугу в истории русской кинематографии. Им первым был построен в России и из русских материалов первый русский проектор типа “Пате”. Но так как русские аппараты не вызывали доверия у покупателей, то Мин придумал довольно оригинальный прием. Он поместил на аппаратах изображение лебедя с тремя латинскими буквами S.P.M. (Санкт-Петербург. Мин.) с подписью “Liege”. Уловка подействовала и «бельгийские» аппараты разошлись в количестве более 200 штук в самое короткое время. Позднее Мином был построен еще один проектор уменьшенного типа (специально для школ) – «Богатырь», получивший широкое распространение в средних учебных заведениях» (Б. Л и х а ч ё в. Кино в России (1896г.–1926г.). Материалы к истории русского кино, часть I (1896г.–1913г.). Л. 1927 год, стр. 138–139).
       Петербургский конструктор А. Д. Мин, выпустивший добротные кинопроекторы собственной конструкции, вынужден был выдавать их за «бельгийские». Для этого ему пришлось название проектора обозначить латинскими буквами S.Р.М. (Санкт-Петербург, Мин) и для пущей убедительности прибавить наименование бельгийского города Льеж. «Иностранные» кинопроекторы были успешно распроданы. Прав был поэт Фёдор Тютчев: «Умом Россию не понять…»
       Из воспоминаний Бориса Вячеславовича Дюшена ( 1886 - ? )
       Кинофабрика «Минотавр».
       «В 1909 году Александр Дмитриевич Мин, владелец и руководитель лучшей в Петербурге мастерской для изготовления школьных диапозитивов и магазина проекционных фонарей и принадлежностей для них, помещавшегося на Бассейной улице, организовал кинофабрику для выпуска русских кинокартин. Новому предприятию было дано название «Минотавр». Я был приглашен инженером-руководителем этой фабрики. Необходимое оборудование было закуплено, главным образом, у Дебри в Париже: съемочная камера, перфорационная машина, копировальная машина с автоматической регулировкой экспозиции и некоторые другие принадлежности. Пленка покупалась на петербургском складе «Братьев Люмьер», химикалии в известном магазине «Штоль и Шмидт». Проявочные, промывные и фиксажные баки были изготовлены на месте, равно как и сушильные барабаны и прочее лабораторное оборудование.
       Оборудование по теперешним понятиям было нищее, но для этого времени достаточно высокого класса.
       Первым оператором и лаборантом был приглашен Иван Ильич Цуб, человек, очень недурно справлявшийся с делом. Теперь не могу вспомнить, где он научился редкой тогда профессии, хотя, несомненно, в свое время он мне об этом рассказывал подробно. Фабрика помещалась в полуподвале большого жилого дома на Широкой улице в Петербурге, на Петербургской стороне. Лично я был с кинематографией знаком более теоретически, хотя в 1907 году мне удалось несколько времени поработать у Братьев Люмьер во Франции и присмотреться к делу. В фирме «Минотавр» обязанности руководителей не были строго разграничены. В основном я был директором-распорядителем предприятия и инженером фабрики. Нельзя сказать «главным инженером», так как на всей фабрике всего-то и было три человека: я, Цуб и уборщик.
       Не было недостатка в сценаристах и режиссерах. Александр Дмитриевич Мин, культурный человек, сумел привлечь к делу гораздо больше талантов, чем могла использовать производственная база «Минотавра». Картины снимались исключительно «на натуре» под открытым небом и лишь в самых необходимых случаях в открытом, без потолка, трехстенном павильоне-комнате. А.Д.Мин имел дачу в Териоках на Финляндской железной дороге, где главным образом и производились съёмки, а также в окрестностях Териок, где легко было находить «обстановку», требуемую сценарием.
       Одной из особенностей «Минотавра» было то, что впервые в России «фильмоваться» у него согласились видные артисты Императорских театров, в частности, Александринского. Наибольшее участие принимали известные артисты А.П.Пантелеев, Р.Б.Аполлонский, В.Н.Давыдов. Из молодых талантливых артистов ближайшее участие в работе принимал артист театра «Гран Гиньоль», впоследствии известный артист Московского Театра Сатиры Федор Николаевич Курихин. Женские роли исполняли молодые артистки К.К.Ястржембец, В.Н.Брылкина и др.
       Одним из первых выпущенных «Минотавром» фильмов был полнометражный фильм «Финляндия», заснятый по заказу финских общественных организаций. Вместе с И.И.Цубом и двумя помощниками мы тогда объездили всю Финляндию, сделали также несколько рейсов на утлых челнах по реке Улео, через ряды «Священных порогов» от местечка Ваала при истоке реки Улео до впадения ее в Ботнический залив у Улеаборга. Виды эти, непередаваемой красоты, удались отлично. Приходилось снимать и с паровозов, и с крыш вагонов, были засняты и ландшафтные снимки, и национальные Певческие празднества, бывавшие в Финляндии через каждые пять лет.
       Этот фильм, действительно удачный, получил широкое распространение в Финляндии. В России картина была выпущена под названием «Через пороги реки Улео». Из снятых в Териоках фильмов лучшим была «Хирургия» Чехова, в которой роль дьячка играл Ф.Н.Курихин. Фильм этот также прошел по экранам Петербурга. Несколько «бытовых» фильмов, отснятых в 1910 году, были смонтированы, но в прокат не пошли, так как фабрика «Минотавр» к тому времени была ликвидирована. Оборудование и готовые фильмы были кому-то проданы.
       Не лишено может быть занятности отметить обстановку, в которой протекала работа фабрики. Когда снимки делались в Финляндии, то никакая цензура работу не стесняла, и с представителями власти сталкиваться во время производства снимков нам не приходилось.
       Но местное население не всегда было нейтрально. Так, в одной картине должен был фигурировать городовой, для чего и была приобретена полная форма русского городового, и в нее облачен актер. Пребывание русских полицейских в Финляндии не допускалось Конституцией «Великого Княжества Финляндского», а это не было принято нами в расчет. И вот, в самый разгар съемки, группа молодых финнов неожиданно напала на мнимого «городового», избила его и бросила с моста в речку. Признаюсь, что я, выполнявший тогда функции режиссера, поспешил крикнуть оператору Цубу, чтобы он продолжал съемку, и, не торопясь, «поспешил» на выручку пострадавшего артиста; инцидент изумительно подходил к сценарию, был разыгран с такой непосредственной экспрессией, что составил лучшую часть картины. Молодые финны, когда им объяснили, в чем дело, очень смеялись, да и потерпевший артист, получивший порцию шведского пунша за неожиданное купанье, не слишком сердился.»

       Не лишним будет добавить, что в РГБ хранятся работы Александра Дмитриевича Мина:
       Волшебный фонарь ( Проекционный аппарат ). Туманные картины и научная проекция. Практическое руководство. Перевод с французского со многими дополнениями, рисунками в тексте А.Д.Мина и Н.Н.Топальского с приложением статьи «Проекции живых фотографий».
       О том, как люди научились летать по воздуху. История и новейшие успехи воздухоплавания. Брошюра для чтения со световыми картинами и кинематографом.
       Проекционный фонарь…
       Птицы и их гнёзда. Чтение для школ и народа с восемью световыми картинами.

О ПРАВНУКАХ.


       Мин Авенир Александрович.
       Крупные успехи были достигнуты трудовым коллективом Ленинградского завода «Кинап», где главным инженером работал замечательный конструктор И.И. Саенко. Здесь, в 1930-е годы был создан первый стационарный усилитель УЗК-1, затем УЗК-5, УЗК-8. В 1933 году разработана первая киносъемочная камера КС-1, не уступавшая по своим качествам зарубежным камерам. В 1934 году начат выпуск усилителей для кинопередвижек ПУ-2, ПУ-3, разработана первая советская проявочная машина СПМ-1. В конце 1930-х годов было начато производство киносъемочных камер КС-2, КС-21, первых ручных кинокамер КС-5 для хроникальных съемок, камер для съемки цветных фильмов ЦКС-1. Их создатели — инженеры «Кинапа» А.А.Мин, Г.П. Меринг, Г.Ф.Стааль, Н.Я. Жилинский.
       Примечание: Мин Авенир Александрович в 1934 г. Работал в Ленинграде на заводе КИНАП.
       В 1929 году инженер А. Мин сконструировал зеркальный фотоаппарат для съемки на кинопленку.

       По стопам отца пошёл и сын Юлии Христиновны и Александра Дмитриевича - Авенир Александрович Мин. Родился он в марте 1895 года в Петербурге. Данные о его жизненном пути мне удалось получить благодаря двум неравнодушным к истории людям. Это настоящие хранители и энтузиасты музея ОАО ЛОМО в Петербурге. Их имена не могу не упомянуть – Залманов Лазарь Семёнович и Кауфман Ефим Михайлович. Узнав, что Авенир Александрович работал в 1934 году в Ленинграде на заводе «КИНАП», я сделал запрос в ОАО ЛОМО. Ниже привожу нашу переписку.


Г. Санкт-Петербург
ОАО ЛОМО

Помощнику генерального директора
Залманову Лазарю Семёновичу
От Демидова Андрея Фёдоровича
Г. Москва


       Уважаемый Лазарь Семёнович!
       Я занимаюсь изучением генеалогии рода Шотландского происхождения фамилии Мин. Представитель мужской линии этого рода – Георг Мин был приглашен в Россию в конце 1700-х годов дворянином Дмитрием Марковичем Полторацким в качестве управляющего имениями, агронома и специалиста по выплавке металла. В России у него родились сыновья: Георгий, Дмитрий, Александр и Андрей, а потом внуки и правнуки. Все они оставили заметный след в нашей истории. Одним из его потомков был Авенир Александрович Мин. В Книге адресов города Ленинграда за 1934 год упоминается, что он работал на заводе КИНАП. Далее мне удалось выяснить, что Авенир Александрович был инженером. В конце 1930-х годов было начато производство киносъемочных камер КС-2, КС-21, первых ручных кинокамер КС-5 для хроникальных съемок, камер для съемки цветных фильмов ЦКС-1. Их создатели - инженеры «Кинапа» А.А. Мин, Г.П. Меринг, Г.Ф. Стааль, Н.Я. Жилинский.
       Как сложилась его жизнь? Был ли он женат? Были ли дети? Имеется ли его фото? Где проживал? Какие воспоминания сохранили о нём знавшие его люди? Каковы годы его жизни?
       Меня интересует любая информация из биографии этого человека. Надеюсь, что в архиве и музее вашего знаменитого объединения сохранились материалы о нём.
       Если ныне здравствуют его потомки и они интересуются историей своего рода, я готов предоставить им всю имеющуюся у меня информацию. Заранее благодарен Вам и надеюсь на поддержку.

26.03.2008г.
Демидов А.Ф.

       Ответ.
       Уважаемый Андрей Федорович!
       Посылаем Вам ту информацию о Мине А.А., которая сохранилась у нас в архиве предприятия и музее истории ЛОМО. К сожалению, она не содержит данных о семье А.А. Мина. Правда, там есть его адрес, так что можете написать письмо в Государственный архив Санкт-Петербурга (адрес, я думаю, можно найти в Интернете.) Может быть, они смогут из домовых книг того времени дать нужную информацию о его семье.
       С уважением, Лазарь Семенович Залманов, помощник генерального директора ОАО "ЛОМО", Ефим Михайлович Кауфман, директор музея истории ОАО "ЛОМО".


МИН АВЕНИР АЛЕКСАНДРОВИЧ.
Краткая автобиография.
(орфография и пунктуация сохранена)

       Родился в 1895 году в г. Ленинграде. Окончил реальное училище и в 1916 г. поступил в Ленинградский Технологический Институт. В 1916 г. призван в старую армию как студент. Окончил школу прапорщиков для студентов (3-я в Петергофе) в том же году. Зачислен в Измайловский резервный полк. Демобилизован в 1918 г. Возвратился в Институт, но по целому ряду обстоятельств занятия продолжать не мог. В 1919 году работал механиком по проекционной аппаратуре в Гос. Ак. Театрах. В 1920 г. мобилизован в Красную Армию. Зачислен механиком 1-го разряда, а затем начальником Учебно-Ремонтной м-кой Телеф. Телегр. Дивизиона (далее 2-го полка связи). Демобилизован в 1923 г. С 1923 по 1926 г работал на Гос Оптическом З-де (Л. Залманов – впоследствии ГОМЗ, ЛОМО) сперва в качестве механика, потом в качестве заводского приемщика (контрольного мастера). В 1926 году работал в Авиохиме, уволен в связи с ликвидацией. С 1926 по 1929 состоял членом Окрпромкассы и работал по временным соглашениям в ряде различных организаций и учреждений (Управление … (неразборчиво) разработок диабаза, Л. Гор. ОКК Р. Технич. Общество, Л.О. ЦБРИЗ и др.) В 1929 г поступил в качестве конструктора в Н.Т.О. Лен Гос Фото-Кино техникума. Далее перешел в производственные мастерские того же техникума, также в качестве конструктора. В дальнейшем последние были реорганизованы в завод кино-аппаратуры. На нем занимал с 1931 г. должность зав. и далее нач. Конструкт Бюро. В настоящее время занимаю должность Нач. лаб. Съемочно-проявочной аппаратуры.
       23.11.1938
       Подпись
ХАРАКТЕРИСТИКА

      т. Мин А.А. начал свою деятельность в кинематографии с 1915 г.
      т. Мин А.А. работает на заводе с 1930 г. Начав работу в качестве конструктора, он явился организатором конструкторского бюро завода, в должности Начальника которого он успешно работал до 1938 г. С 1938 г. - т. Мин Нач. лабор. Съемочно-проявочной аппаратуры.
      т. Мин является талантливым конструктором с огромным производственным опытом и за время работы на заводе завоевал себе огромный авторитет в области технических и производственных вопросов. т. Мин является автором первых советских цветных камер. т. Мин широко передает свой большой опыт молодым специалистам. Имеет ряд ценных изобретений.
      Нач. НТО: подпись (неразборчиво)
      Пред. Цехкома: подпись (неразборчиво).
      20.02.1940 г.
ЛИЧНЫЙ ЛИСТОК ПО УЧЕТУ КАДРОВ

       Занимаемая должность в настоящее время: Нач. Лабор. съемочно-проявочн. аппаратуры.
       Фамилия: __Мин__ имя: __Авенир__ отчество: __Александрович__
       1. Год и месяц рождения: __1895-III__
       2. Пол: __М.__
       3. Место рождения (по существующему административному делению): __ г. Ленинград__
       4. Национальность: __русский__
       5. Соц. происхождение: а) бывш. Сословие (звание) родителей: __б. дворянин, б) основное занятие родителей до Октябрьской революции: __влад. Мастерской учебных пособий__, после революции: __гос. служащий (умерли)__, в) кто из родственников Ваших или Вашей жены (мужа) лишены избирательных прав и за что: __лишены не были (умерли)
       6. Основная профессия (занятие) к моменту вступлению в партию: __ прочерк__
       7. Соц. положение: __ИТР__
       8. Партийность: __беспарт.__
       9. Какой организацией принят в члены ВКП (б): __ прочерк__
       10. Партстаж: __прочерк__, номер партбилета: __прочерк__, или к/карт: __ прочерк__
       11. Стаж пребывания в ВЛКСМ с __прочерк__ по __прочерк__
       12. Состоял ли в других партиях (каких, где, с какого и по какое время): __ не состоял__
       13. Состоял ли ранее в ВКП (б) (да, нет): __ нет__, с какого и по какое время: __прочерк__ и причины исключения или выбытия: __прочерк__
       14. Участвовал ли в опозициях (каких, когда): __прочерк__
       15. Членом какого профсоюза состояит и с какого года: __в С.Р.МП с 1919 –26 г., в П.С.Р заводов Точ. Механ. с 1930__
       16. Образование: __среднее__Реальное училище (в Ленинграде), (окончание) __1915__, Технол. Институт (Ленинградский) 1916-1917 и 1918-1919, (окончил или нет): __нет__, (если не окончил, то с какого курса ушел): __со II__
       17. Ученая степень: __ не имею__
       18. Имеет ли научные труды и изобретения (ЛЗ - подчеркнуто слово изобретения)
       19. Был ли за границей (да/нет): __нет__
       20. Имеете ли родных или близких за границей: __о наличии таковых сведений не имею__
       21. С кем из родственников, живущих за границей, имеете связь: __ни с кем__
       22. Имеете ли знакомых или родственников в иностранных миссиях: __не имею__
       23. Выполняемая работа с начала трудовой деятельности:
       __ с 1918-VIII по 1920-VIII – механик по проекционным приборам, Гос. Ак. Театра, г. Ленинград; с 1920-VIII по 1923-IV – Кр. Армия; с 1923-V по 1926-IV – механик-сборщик и далее контрольный мастер, Гос. Оптический Завод, г. Ленинград; с 1929-X по 1931-II – научный сотрудн. (конструкт.) Н.Т.О. Гос. Фото-Кино Техникум, г. Ленинград; с 1931-II д.с.д. – конструктор и Нач. Констр. Бюро, Лен. з-д Кинап, г. Ленинград, с 22/V 1938 г. – Нач. лаб. НТО.
       24. Работа по совместительству (в момент заполнения личного листка): __ прочерк__
       25. Участие в центральных, республиканских, краевых, областных, окружных, городских выборных органах: __ прочерк__
       26. Знание иностранных языков: __немецкий, франц.__
       27. Подвергался ли репрессиям за революционную деятельность до Октябрьской революции (за что, когда, каким): __не подвергался__
       28. Служба в армиях:
       __а) в старой армии: __с 1916 по 1918__, последний высший чин: __прапорщик__; б) в Кр. Гвардии: - прочерк__; в) в РККА: __с 1920 по 1923, последняя высшая должность: __нач. учебно-ремонтной мастерской полка связи; г) участвовал ли в боях во время гражданской войны: __в боях не участвовал__
       29. Служил ли в войсках или учреждениях белых правительств: __не служил__
       30. Отношение к воинской обязанности в настоящее время: __снят с воинского учета__
       31. Состоял ли на учете как красногвардеец или Кр. Партизан( да, нет): __(ЛЗ - нет подчеркнуто)__
       32. Какие награды имеет после Октябрьской революции: __ прочерк__
       33. Привлекался ли к судебной ответственности, подвергался ли админ. Или дисциплинарным взысканиям: __не привлекался__
       34. Подвергался ли партвзыскания за время пребывания в ВКП (б): __прочерк__
       35. Результаты прохождения партчистки: __ прочерк__
       36. Семейное положение в момент заполнения листка: __женат__
       37. Паспорт серия: __ЛОР__, номер: __721479__, кем и когда выдан: __ 21 РКМ г.Л__21-X-1935, дейтсвит. По: __21/X1940.
       38. Домашний адрес и № тел.: __Ленинград ул. Некрасова 7 кв. 8

       Дата составления: __22 ноября 1938 г.__
       Личная подпись
       Подпись тов. Мин заверяю
       Зав учетом __подпись неразборчиво__
       22 ноября 1938 г.

       …Потом была война. Блокада Ленинграда. Голод и репрессии. Пройти через это и выжить смогли не многие. Как сложилась жизнь у Авенира Александровича и его жены Веры Семёновны, детей?
       На сегодня я этого не знаю. Может в будущем что-то прояснится. Одно несомненно – этот род, эта династия оставили свой глубокий след в истории России и несправедливо будет подвергнуть забвению память о этих ЛЮДЯХ.

…Мужественная жизнь, увенчанная славою побед своих, заслуживает бессмертия…

15 марта 2010
Андрей Демидов
.         

Георгий Александрович Мин, генерал-майор
Авенир Александрович Мин, конструктор
Киноаппарат ЦКС-1, сконструированный Авениром Мин
Завод ЛАМО, г. Санкт-Петербург
Христорождественский храм в селе Истье, Рязанская область; фото Андрея Демидова, 2004 год
Христорождественский храм в селе Истье, Рязанская область; фото Андрея Демидова, 2004 год


       Иллюстрации в статье (сверху вниз):
  • Фото 1: Надгробная плита с могилы Георга Мина.
  • Фото 2: Генерал-майор, командир Лейб-гвардии Семёновского полка Георгий Александрович Мин.
  • Фото 3: Конструктор Авенир Александрович Мин.
  • Фото 4: Киносъёмочный аппарат ЦКС-1, сконструированный
  • Фото 5: Завод ЛАМО.
  • Фото 6-7: Христорождественский храм в селе Истье, Рязанская область.

           Автор фотографий 1, 6-7 в статье - © Изяслав Тверецкий, редактирование, обработка их - © Изяслав Тверецкий.

  • ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





           Все права © Изяслав Тверецкий
    , 2010 год.
          Автор статьи, фотографии © Андрей Демидов, 2010 год