Эта поездка состоялась 12 января 2012 года. Я побывал в старинном селе
Сутоки – местечке Рамешковского района Тверской области, имеющем фино-угорские корни.
Наступил новый 2012 год. На дворе стоял зимний месяц январь, но морозов все ещё не было. Температура стояла в районе нуля градусов, уровень снега был относительно небольшой. После празднования третьей годовщины основания Проекта «Российский некрополь», Нового года и Рождества мне пришла мысль посетить одно из исторических мест на Тверской земле. Недолго думая, я остановил свой выбор на селе Сутоки.
Сутоки находится примерно в 50 км от Твери, но это если проложить прямую линию через озёра и болота. Село стоит недалеко от трассы Тверь-Кушалино-Кашин, и по шоссе примерно 70-80 км пути. В этом достаточно глухом месте губернии меня интересовали храм Всемилостивого спаса, могилы духовенства и сельский некрополь.
Утром 12 января я отправился в путь. Я выехал на автобусе Тверь-Кашин около 8 часов утра. Чуть больше часа я уже был на месте. Автобус остановился на шоссе рядом со знаком остановки, и выйдя я сразу увидел через деревья силуэт Спасского храма. Надо отметить, что ещё не рассвело. Ведь в этом году, в связи с отменой перехода на зимнее время, рассвет зимой наступает после 10 часов утра. Поэтому я в темноте побрёл вдоль шоссе к автомобильному повороту на село, который находится ближе автобусной остановки если ехать со стороны Твери и Кушалино.
Наконец, я подхожу к селу. Первая достопримечательность, которая находится вдоль дороги на село – могила рядового Николая Голубева, умершего от ран в декабре 1941 года. Эта могила также выполняет роль мемориала памяти всех воинов погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о чём свидетельствует надпись на памятнике. Сам памятник из металла, формы он как обычное прямоугольное надгробие на кладбищах. Рядом с памятником установлен деревянный православный крест. Место это обнесено небольшой оградой, в которой находятся венки и цветы, сразу видно, что оно почитаемо жителями села и окрестностей.
Вот и село. Деревянные и каменные дома, магазин, почта. Слева снова увидел очертания Спасского храма. Остановлюсь подробнее на истории этого памятника архитектуры.
Храмовый комплекс Спасского храма был построен в 1791-1905 годах. Он включает в себя сам храм с колокольней, ограду (сохранилась частично) с двумя воротами, сельское кладбище. Храм имеет два престола: в холодном храме – Всемилостивого Спаса, в тёплом – Знамения Божией Матери и Святителя Николая. До построения каменного храма на этом месте был деревянный храм, разобранный за ветхостью. До революций 1917 года в приход Спасского храма входили: село Сутоки, деревни Старово, Иванцово, Павлушково, Жирославка, Афатово, Шаратово, Старый Починок, Новый Починок, Васьково, Яблонька, Гомзово, Литиково, Вышино, Гребенщиха, в которых было 345 дворов и около 2500 прихожан. Для храма было выбрано красивейшее место – самая высокая точка в окрестности, чтобы отовсюду были видны церковные купола и на многие километры слышался церковный звон. Сохранилась легенда, что во время перестройки храма кирпичи не подвозились, а передавались по живой цепочке – из рук в руки. Церковная жизнь в Спасском храме не прекратилась после революции 1917 года, а в 1928 году стараниями причта на пожертования прихожан храм был украшен стенной живописью. И всё же в 1935 году храм был закрыт, с колокольни сброшены колокола. На десять лет в Спасском храме прекратились богослужения. В августе 1945 года церковная жизнь в Сутоки возобновилась – священник Б. Н. Богоявленский создал приходской совет и начал проводить богослужения. Символично, что первая служба прошла в престольный праздник – Спасов день, или Медовый Спас. С этого момента служба вхраме не прекращалась ни на день. Отмечу, что теперь приход храма Всемилостивого Спаса относится к Бежецкой и Весьегонской епархии Русской Православной Церкви, которая была образована в конце декабря 2011 года, когда решением Патриарха и Священного Синода была разделена Тверская и Кашинская епархия.
Я прошёл через ворота по каменной дорожке, по которой в храм ходили и сто лет назад. Вошёл в храм. Приложился к иконам, осмотрел очень красивые росписи, которые делают убранство храма одним из красивейших среди храмов Тверской области. В храме я встретил настоятеля отца Феодора. С ним я немного поговорил, расспросил сведения о сельском некрополе. Отец Феодор ответил на мои вопросы, несмотря на то что спешил по важному делу – он уезжал причащать больного.
В ожидании рассвета, когда можно было приступить к натурным некрополистическом исследования сельского кладбища я прогулялся по селу. Затем около 11 часов утра я вновь вошёл в пределы храмового комплекса и начал исследовать сельский некрополь.
На кладбище сохранились ряд старинных надгробий конца XIX – начала XX века. Моё внимание привлекли достаточно хорошо сохранившиеся надгробия с указанными на них именами: Лев Фёдорович Поляков (скончался в 1902 году) и София Петровна Камбек (скончалась в январе 1906 года на 11 году жизни). Таких сохранившихся надгробий на погосте несколько, некоторые я рассмотрел, но из-за сильной изморози не смог расшифровать надписи.
Остановлюсь на могилах деятелей Церкви на кладбище села Сутоки. Таковых здесь погребено два, их могилы находятся вблизи Спасского храма. Слева от храма, в металлической ограде стоит чёрный каменный памятник. Здесь погребён иерей Николай Петрович Прутенский, скончавшийся 12 сентября 1901 года, и его супруга Серафима Стефановна, скончавшаяся 7 августа 1894 года. За алтарём храма находится металлическая палатка, а в ней крест из металла с фигурой Иисуса Христа, несколько табличек. Это могила схимонаха Иоанна (Ряховского) (1913-1983). Схимонах Иоанн был известным старцем, пользовавшийся огромным духовным авторитетом и почитанием у местного населения. В Сутоки к нему шли паломники из соседних деревень, сёл, городов и даже областей. Безбожный власти приняли меры административного воздействия, в результате которых схимонах Иоанн был выслан в другой район. Однако, свой последний приют старец, скончавшийся 27 марта 1983 года, нашёл именно в Сутоках, рядом с храмом, который так любил при жизни.
Затем я стал ходить по кладбищу. Каких-либо знаменитостей здесь не погребено, ведь это обычный сельский некрополь, да ещё и в глуши. Но на таких кладбищах своя особая атмосфера, свой колорит. Вот и на кладбище села Сутоки я нашёл несколько интересных надгробий на могилах простых сельчан. На одной из могил надгробие в виде маленькой часовенки, захоронение датируется серединой XX века. На другой могиле, где недавно была погребена молодая женщина, установлена достаточно большая новогодняя ёлка, украшенная гирляндами – примерно такая, как устанавливают в своих домах люди. Надо признать, что я впервые столкнулся с таким явлением на некрополе, да и могила такая только одна на этом кладбище. Привлекла внимание могила, в которой похоронены два мальчика по имени Вова, но с разными фамилиями, трагически погибшие в июне 1980 года. С интересом я гулял среди могил, вглядывался в лица покойных жителей тверской глубинки, изображённых на надгробиях.
Захоронения на кладбище в селе Сутоки продолжаются и в наши дни. Спасский храм стоит на холме, а большая часть кладбища находится ниже его, спускаясь с холма на север, восток и юг. Со стороны входа в храм также находятся захоронения. Хотя большинство из них современного периода, но среди этих надгробий попадаются и старинные могилы. Новые могилы возникают на окраинах кладбища, либо осуществляются подзахоронения в родственные могилы.
Вообще, отмечу, что это весьма интересно и познавательно выбираться в российскую глубинку, старинные сёла, и изучать местные некрополи. Уже не раз я провожу исследования в таких местах. И мне интересно проводить в сельской провинции исследования, во многом не меньше, чем на знаменитых российских некрополях, таких как некрополи Александро-Невской лавры или Новодевичье кладбище. Каждое такое сельское кладбище имеет свой колорит, свою привлекательность для исследователя, дарит свою неповторимую мудрость.
После проведения исследований я ещё немного походил по селу. В Сутоки достопримечательностей, кроме описанных выше, нет. В тот январский день погода была хоть и морозной, но не на столько чтобы замерзать и испытывать от этого дискомфорт. Идя к автобусной остановке на шоссе, я немного прогулялся вдоль зимнего русского леса, полюбовался на красоту покрытых инеем деревьев. Надо сказать, что погода в этот день стояла пасмурная, и всё-таки большинство фотографий вышли не хорошего качества. Около трёх часов дня я отправился в обратный путь в Тверь, оставшись от поездки, в общем, весьма довольным.
Изяслав Тверецкий,
февраль 2012.
При написании настоящей статьи использованы материалы статьи Юлии Овсянниковой «На тёмном небе – светлый облик храма…», опубликованной в газете «Православная Тверь», в номере за декабрь 2011 года.
Ссылки на тему