------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


КОМПОЗИТОР
АНТОН СТЕПАНОВИЧ АРЕНСКИЙ
И ЕГО МОГИЛА
Композитор Антон Аренский. Открытка 1910 г.


       Я хочу остановиться на личности видного российского композитора и музыкального деятеля Антона Степановича Аренского. Он – автор замечательных произведений русской классической музыки, пианист, дирижёр, педагог. Был профессором Московской консерватории и управляющим петербургской Придворной певческой капеллы. Антон Аренский прожил относительно небольшую, но яркую и плодотворную жизнь. Погребён в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

       Скоро, 30 июня 2011 года, исполнится 150 лет со дня рождения Антона Степановича Аренского. Этот материал посвящён предстоящему юбилею замечательного композитора. К сожалению, его имя немного подзабыто современниками, что совершенно незаслуженно. Убеждён, имя Антона Аренского золотыми буквами вписано в историю отечественного и мирового музыкального искусства, его прекрасные произведения всегда будут радовать своих слушателей.

       В статье приводятся биографические данные и сведения о могиле: об исторической могиле и современном положении.

       Биография:

      
       АРЕНСКИЙ Антон (Антоний) Степанович [30 VI (12 VII) 1861, Новгород - 12 (25) II 1906, Перкярви, близ Териоки, ныне Зеленогорска Ленинградской обл.] - русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. Сын врача. Учился в Петербурге в частной музыкальной школе Руссо (у К. К. Зикке). В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. С этого же года преподавал в Московскую консерватории (общие музыкально-теоретические предметы, в 1889-1894 специальные теоретические дисциплины и класс свободного сочинения; с 1889 профессор). Его ученики: С. В. Рахманинов, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко, А. Б. Гольденвейзер и другие. В 1888-1895 руководил концертами Русского хорового общества. В 1895-1901 был управляющим петербургской Придворной певческой капеллы. С 1901 занимался композиторской и исполнительской деятельностью (выступал в России и за границей как пианист и дирижёр). Творчество Аренского сформировалось под влиянием русский композиторов и прежде всего П. И. Чайковского. Аренский по-преимуществу лирик, для музыки его характерны элегически-созерцательные настроения. Лучшие произведения Аренского принадлежат к жанру камерной вокальной и инструментальной музыки. Популярны романсы «Разбитая ваза» (сл. А. Н. Апухтина), «Не зажигай огня» (сл. Д. М. Ратгауза), «Осень» (сл. Т. Л. Щепкипой- Куперник). Значительное место в творчестве композитора занимают фортепианные сочинения, отличающиеся богатством звуковой палитры, изобретательностью в области ритмики, формы. Его фортепианным миниатюрам свойственны изящество, тщательность разработки фактуры; большей частью они объединены в серии-циклы («Пестрота», ор. 20; 4 пьесы, ор. 25; «Характеристические пьесы», ор. 36, и др.). Из фортепианных произведений крупной формы выделяются концерт f-moll (1882), фантазия на темы И. Т. Рябинина (1899), где в виртуозно-концертном стиле разрабатываются народные былинные темы. Аренский одним из первых среди русских композиторов обратился к концертным произведениям для 2 фп. (4 сюиты, лучшие из них - 2-я и 3-я). Значительное место в творчестве Аренского занимают инструментальные ансамбли (2 фп. трио, 2 квартета, фп. квинтет), наиболее популярно среди них - фп. трио d-moll (1894), посвящённые памяти виолончелиста К. Ю. Давыдова. Операм Аренского недостаёт драматизма и целостности. В опере «Сон на Волге» (по А. Н. Островскому, 1888; Аренский дополнил и переработал переданное ему Чайковским либретто оперы «Воевода») более всего удались жанрово-бытовые эпизоды. Пользовалась успехом одноактная опера Аренского «Рафаэль» (1894). Склонность Аренского к лирической камерности проявилась и в симфониях. В 1-й симфонии (1883) заметно влияние Чайковского и Римского-Корсакова; 2-я (1889) - характеризуется сжатостью формы, придающей симфоническому циклу черты лирической поэмности. Из симфонических сочинений Аренского чаще исполняется орк. сюита g-moll (1886).


       Соч.: оперы - Сон на Волге (ор. 16, 1888, пост. 1890 [ст. стиль], Большой театр, Москва), Рафаэль (ор. 37, пост. 1894, Москва, силами учащихся консерватории), Наль и Дамаянти (ор. 47, 1903, пост. 1904, Большой театр, Москва); балет - Ночь в Египте (Египетские ночи, ор. 50, 1900, пост. 1908, Париж, «Русские сезоны» С. П. Дягилева; 1909, Мариинский театр, Петербург); кантаты - Лесной царь (на текст И. В. Гёте, пер. В. А. Жуковского, ор. 3, 1882), На 10-летие коронования (на текст А. Крюкова, ор. 26, 1893); для голоса с орк. - баллада Волки (на текст А. К. Толстого, ор. 58, 1902), баллада Кубок (с хором, на текст Ф. Шиллера, пер. Жуковсксго, ор. 61, 1902), сюита Воспоминание (на текст П. Б. Шелли, пер. К. Д. Бальмонта, ор. 71, 1904), мелодекламации на тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева (Нимфы, Лазурное царство, Как хороши, как свежи были розы, 1903) и др.; для орк. - 2 симфонии (h-moll, op. 4, 1883, и A-dur, op. 22, 1889), сюита g-moll (op. 7, 1886), Фантазия Маргарита Готье (ор. 9, 1886), Интермеццо (g-moll, для струн. орк., ор. 13, 1888-89), Сюита из балета «Египетские ночи» (ор. 50, 1900), Вариации на тему Чайковского (для струн. орк., ор. 35), марши; для фп. с орк. - концерт (f-moll, op. 2, 1882), фантазия на темы Рябинина (ор. 48, 1899); концерт для скр. с орк. (a-moll, op. 54, 1901); камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет (D-dur, op. 51, 1900), 2 струн. квартета (G-dur, op. 11, 1888, и a-moll, ор.35, 1894), 2 фп. трио (d-moll, op. 32, 1894, и f-moll, ор. 73, 1905), пьесы для скр. и фп., для влч. и фп. (ор. 12, 30, 56, 72); для фп. в 2 руки - ор. 1, 5, 8, 19, 20, 24, 25, 28, 36, 41, 42, 43, 52, 53, 63, 67, 74; для фп. в 4 руки - ор. 34, 66; для 2 фп. в 4 руки - 4 сюиты (ор. 15, 1890; ор. 23, «Силуэты», 1892; ор. 33, 1894; ор. 62, 1902), Детская сюита (Каноны, ор. 65, 1903); хоры - светские, в т.ч. a cappella (жен., 3 муж., смешанный), и духовные; романсы - ор. 6, 10, 17, 21, 27, 38, 44, 60, 64, 70; вок. ансамбли - 3 квартета (с влч.), 2 квартета (a cappella), 5 дуэтов (с фп.), дуэты ор. 29, 45 и др.; музыка к сценич. и лит. произв. - к инсценировке поэмы «Бахчисарайский фонтан» Пушкина (ор. 46, 1899), к драме «Буря» Шекспира (ор. 75, пост. 1905, Малый театр, Москва); перелож. собств. произведений. Лит. соч.: Краткое руководство к практическому изучению гармонии, М., 1891, М., 1929; Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки, М., 1893-94, М., 1930; Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии, М., 1897, посл. изд., М., 1960; Музыкальная заметка [замечания к напевам И. Т. Рябинина], «Этнографическое обозрение», 1894, М 4. Письма: П. И. Чайковскому, в кн.: Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. III, M., 1903; С. И. Танееву, «СМ», 1937, No 6, также в сб.: С. И. Танеев, Материалы и документы, т. 1, М., 1952, с. 69-197; А. И. Зилоти, «РМГ», 1909, NoNo 40-42; А. П. Ленскому, в статье: Заметки А. П. Ленского и переписка с ним А. С. Аренского по поводу «Бури» Шекспира, «ЕИТ», 1909, вып. IV.

       Публикуется по:
  • Музыкальная энциклопедия в 6 тт., М., 1973-1982. Том I. [электронная версия].

    МОГИЛА


           Антон Степанович Аренский скончался 12 февраля 1906 в Перкярви, близ Териоки, Великое княжество Финляндское.
           Погребён в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург.
           Могила Антона Аренского имеет свою судьбу, к сожалению, с некоторыми трагическими нотами.
           После смерти композитор был погребён на Тихвинском кладбище. В том же году на могиле была сооружена ажурная металлическая застеклённая часовня. В ее интерьере в мае 1908 года был установлен гипсовый горельеф работы М. Л. Диллон. Памятник был заказан скульптору вдовой композитора Е. В. Аренской в 1907 году за 1000 руб. Надгробие экспонировалось в 1908 году на Весенней выставке в Академии художеств, также как созданный в процессе работы бюст композитора под названием «Вдохновение» (ныне - в собрании Государственной Третьяковской галереи). В 1936 году в процессе реконструкции Некрополя мастеров искусств горельеф был помещен в нише на стене здания бывшей Тихвинской церкви (ныне - Выставочный зал Государственного музея городской скульптуры). Часовня не сохранилась. В 1952 году гипсовый оригинал заменен копией, выполненной из искусственного камня (цементе мраморной крошкой), изготовленной в мастерских ЛО Худфонда РСФСР.
           Описание надгробия. Пристенный горельеф. Скульптор М.Л. Диллон, 1908 (отлив 1952). Искусственный камень, 247x166x31. Внизу слева: М.Диллонъ. 1908. Горельеф трапециевидной формы, помещенный в пристенную нишу. В центре портрет композитора, сидящего за роялем. В верхней части композиции аллегорическое изображение мелодий в виде полуфигур юных дев с распущенными волосами, играющих на музыкальных инструментах. Внизу справа -лавровый венок и пальмовая ветвь. Внизу слева высечены нотные строки с текстом начальных фраз романса Аренского на стихи Н.П. Огарева («Звуки», 1841): «Какъ дорожу я прекраснымъ мгновеньемъ, / Музыкой вдругъ наполняется слухъ». В нижней части горельефа справа надпись: АРЕНСКIЙ/1861-1906.

    Изяслав Тверецкий,
    май 2011
    .

    Могила композитора, дирижёра, пианиста, музыкального деятеля Антона Аренского; фото Изяслава Тверецкого, сентябрь 2009 г.

    Фрагмент надгробия на могиле композитора Антона Аренского; фото Изяслава Тверецкого, сентябрь 2009 г.
    Фрагмент надгробия (надпись) на могиле композитора Антона Аренского; фото Изяслава Тверецкого, сентябрь 2009 г.
    Фрагмент надгробия на могиле композитора Антона Аренского; фото Изяслава Тверецкого, сентябрь 2009 г.
    Могила композитора, дирижёра, пианиста, музыкального деятеля Антона Аренского; фото Андрея Сдобникова, июль 2008 г. , об авторском праве указано в контентном сиписке

    Здание Придворной певческой капеллы в г. Санкт-Петербург; фото Ptrue, 2004 г.


           P.S. Скачать некоторые произведения композитора А. С. Аренского (файлообменник «Яндекс»):
  • Piano Concerto in F minor .
  • Suite No. 2 (Симфонический оркестр СССР, 1983 г., Светланов).
  • Suite No. 3 (Симфонический оркестр СССР, 1987 г., Светланов).
  • Произведения Антона Аренского можно также скачивать или прослушивать с помощью сайта Muzic-Spb здесь.

  •        Иллюстрации в статье (сверху вниз):
  • Фото 1: Композитор, дирижёр, пианист, музыкальный деятель Антон Степанович Аренский (30.VI.1861-12.II.1906). Открытка 1910 г.
  • Фото 2: Могила композитора Антона Аренского. Сентябрь 2009.
  • Фото 3-5: Фрагменты надгробия на могиле композитора Антона Аренского.
  • Фото 6: Могила композитора Антона Аренского. Июль 2008. Фото Андрея Сдобникова, используется на основании лицензии Creative Commons Attribution 3.0 Unported.
  • Фото 7: Здание Придворной певческой капеллы (ныне Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга). 2004 год. Фото Ptrue; используется как общественное достояние.

           Автор фотографий 2-5 в статье - © Изяслав Тверецкий.

  • ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





           Все права © Изяслав Тверецкий
    , 2011 год.