------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


ХРАПОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ
РЯЗАНИ
Вид на б. деревню Храпово, ныне в составе г. Рязань с кладбища; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.


       Одним из сел, которое некогда находилось за пределами Рязани, но с развитием урбанизации вошедшее в городскую черту стало Храпово. В прошлом оно находилось в 16 верстах от Рязани, в 1686 году при «благоверных царях и великих князях Иоанне и Петре Алексиевичах, тщанием их сотника Фёдора Григорьевича Вердеревскаго» в селе была построена Покровская церковь, которую ныне можно увидеть на высоком холме в непосредственной близости от рязанской окружной дороги, по совместительству являющейся одной из самых загруженных транспортных артерий страны – рязанским участком федеральной трассы М-5.
       Строго говоря, к нынешнему дню Покровский храм не сохранил первоначального своего облика. Уже во второй половине XVIII в. он был исправлен, о чём свидетельствовала грамота, данная 10 июня 1744 г., которой разрешалось в Покровской церкви починить главы и поставить кресты на них, переменить одежды на святом престоле и завесу у царских врат. Далее, в 1860 и 1862 гг. владелец села Храпово Щастнев устроил новые иконостасы в храме, в 1880 г. и вся церковь с внешней стороны была исправлена и приведена в благолепный вид, а ещё через пять лет, в 1895 г., была построена и новая колокольня. Спустя 2 года, в 1897 году, в Покровской церкви был устроен новый сосновый, украшенный липовой резьбой иконостас, который в 1901 году на пожертвования потомственной почётной гражданки Е.А. Антоновой, был покрыт червонным сусальным золотом. Все работы выполнены на средства церковного старосты рязанского купца Николая Акимовича Рудометкина. В приход церкви входили также близлежащие деревни Дашково и Божатково, в которых числилось 444 мужика и 502 женщины.
       После прихода к власти большевиков Покровскую церковь закрыли. Все имущества храма были уничтожено и разворовано. От внутреннего убранства почти ничего не осталось. Следует отметить, что находящийся ныне в черте города Покровский храм требует ремонта и реставрации.
       Недалеко от храма – по другую сторону окружной дороги – располагается Храповское кладбище. Сказать честно, много раз проезжая мимо него, я планировал зайти и осмотреть некрополь, но всякий раз находились какие-то причины, которые не позволяли этого сделать. В предпасхальную субботу 23 апреля 2011 года с самого утра, отложив все остальные дела, я все же решил осуществить свои давние планы и отправился на Храповское кладбище.
       Прежде всего скажу, что само Храповское кладбище, являющееся действующим, на мой взгляд, расположено крайне неудачно. Одна его сторона примыкает к обочине федеральной трассы М-5, а другая упирается в насыпь, по верху которой проходит железнодорожная ветка поволжского и южного направлений для грузовых составов, специально построенная для того, чтобы они проезжали Рязань, не въезжая в сам город и не загружая своим присутствием вокзалы. Таким образом, с одной стороны кладбище упирается в автомобильную дорогу, а с другой – в железную.
       Но если со стороны трассы М-5 некрополь имеет ограждение и несколько входов, то со стороны железнодорожной насыпи ничего подобного нет. Очень неприятно и как то сразу бросается в глаза то, что путейцы, занимающиеся ремонтом дороги, заменив отслужившие свое шпалы, сбрасывают их прямо с насыпи вниз, на могилы умерших. Никто не спорит – ремонт железной дороги – дело важное и нужное, но в то же время неужели руководство этого ведомства не в состоянии выделить незначительные в общем то средства на то, чтобы вывезти замененные шпалы на свалку? Вряд ли нет другого варианта избавляться от них, кроме как сбрасывать вниз с насыпи на территорию кладбища…
       Сама территория, кстати, в целом небольшая – вероятно это новая часть некрополя, а умерших в прежние годы хоронили либо в другом месте либо их захоронения со временем просто исчезли и были заменены более поздними. Но, как и на любом сельском погосте, здесь присутствуют в большинстве своем семейные захоронения и весьма значительные участки выделены под могилы – три-четыре поколения одной семьи зачастую лежат за одной общей оградой. Приятно было увидеть и то, что пройдя по кладбищу несколько раз я не нашел ни одной заброшенной могилы – были несколько неухоженных, но с добротными памятниками и оградами, а вот именно брошенных не нашел. Не менее благоприятное впечатление произвело и то, что уборку на могилах родственников осуществляли люди весьма молодого возраста, в то время как на остальных кладбищах мне приходилось наблюдать за этим занятием преимущественно пожилых людей.
       В общем-то, направляясь на Храповское кладбище и осматривая его я, конечно, не надеялся найти могилы каких-то известных людей или лично мне знакомых. Но как то часто бывает, именно там, где ищешь в последнюю очередь, как раз находишь много ценного и интересного. Для меня такой находкой стала могила офицера ВДВ гвардии старшего лейтенанта Андрея Волкова – одного из первых рязанцев, погибших в Чечне, когда еще мало кто представлял, что же там вообще происходит и уж тем более не предполагал, что казалось бы незначительный конфликт с кучкой обнаглевших преступников под командованием одного из многочисленных советских генералов превратится в затяжной вооруженный конфликт регионального масштаба с огромными жертвами – людскими и финансовыми.
       Гвардии старший лейтенант Андрей Александрович Волков родился 9 сентября 1970 года в Фергане Узбекской ССР в семье военнослужащего. В 1987 году окончил среднюю школу №54 в Рязани, затем год работал на заводе «Торфмаш» слесарем. В 1988 году поступил в Рязанское ВВДКУ, которое окончил в 1992 году. Во время учёбы получил звание мастера спорта. В 1993 году был направлен в Югославию, где проходил службу один год в должности командира взвода отдельного батальона ООН. В декабре 1994 года вместе с батальоном 1З7-го парашютно-десантного полка, расквартированном в Рязани, Андрей направлен в Чеченскую Республику, где командовал парашютно-десантным взводом 106 воздушно-десантной дивизии. Он был дисциплинированным, исполнительным, инициативным офицером, требовательным и заботливым командиром. 2 января 1995 года гвардии старший лейтенант Волков был смертельно ранен при штурме Грозного, в бою за железнодорожный вокзал. За смелость и отвагу награждён орденом Мужества (посмертно). У него остался сын Александр.
       Когда-то давно, как раз после гибели этого офицера, в одной из рязанских газет на первой полосе была статья о нем и главным образом о его похоронах. Приводились даже данные, что Андрей Волков был сыном генерала Александра Ивановича Волкова и именно он стал первым сыном высшего офицера, погибшим на территории мятежной республики. Не могу с точной уверенностью подтвердить эту информацию или опровергнуть ее. Говорят, что генеральские сынки не воюют. Это правда. Воюют и гибнут не генеральские сынки, а СЫНОВЬЯ ГЕНЕРАЛОВ.
       Другим погибшим в Чечне военнослужащим, нашедшим свой последний приют на Храповском кладбище, стал также военнослужащий 137 парашютно-десантного полка гвардии старший прапорщик Алексей Алексеевич Васильев, погибший на день раньше Андрея Волкова – 1 января 1995 года. Родился Алексей в 1966 года в селе Славянка Нововартовского района Омской области, рано остался без отца, и мать одна растила четверых детей. После окончания 8 классов пошёл работать и одновременно учился в школе ДОСААФ на шофёра, а 10 ноября 1984 года был призван в армию, в воздушно-десантные войска. По прошествии 2 лет Алексей остался на сверхсрочную службу, получил звание прапорщика. Служил в Рязани, в Приднестровье. 1 декабря 1994 года он был направлен в Чеченскую Республику, и через месяц, в первый день нового 1995 года гвардии старший прапорщик Васильев погиб в Грозном при исполнении служебных обязанностей. Награждён орденом «За личное мужество» (за Приднестровье) и орденом Мужества (посмертно). У Алексея остался сын Леонид, который проживает у бабушки в Омской области и, так же как и отец, мечтает стать военным и служить в Рязани.
       Обращает на себя внимание еще одна могила – сразу три недавних захоронения, полностью укрытые венками и цветами, а также детскими игрушками. Практически каждый рязанец был потрясен чудовищной трагедией, происшедшей 18 декабря 2010 года. Около девяти часов вечера как раз именно на рязанском участке федеральной трассы М-5 женщина, жительница Рязани, управляя автомобилем «Ситроен», как пишут в милицейских сводках «не справилась с управлением и выехала на полосу встречного движения, где произошло столкновение с грузовым автомобилем МАН». От удара прицеп грузовика опрокинулся в кювет, а в легковом автомобиле произошло возгорание, в результате чего погибли три пассажира легкового автомобиля: мужчина и женщина пенсионного возраста и шестилетний ребёнок, их внук, который также находился в салоне автомобиля. Жертвы этой страшной аварии похоронены здесь – в этой самой могиле, устланной огромным количеством венков и цветов. Самое страшное, наверное, довелось пережить родителям маленького шестилетнего мальчика – в один миг они потеряли и сына, и своих собственных маму и отца. Почувствовать такое не пожелаешь, наверное, даже самому злейшему врагу…
       В целом же Храповское кладбище оставляет весьма и весьма благоприятное впечатление. Главным и, пожалуй, единственным его недостатком является крайне неудачное, на мой взгляд, расположение, о чем я уже упоминал выше. Зачастую получается, что небольшие сельские погосты по своей ухоженности и чистоте дают значительную фору кладбищам покрупнее – на мой взгляд, как раз потому, что ныне живущие – те, кто приходят сюда подкрасить оградку, порвать траву и просто посидеть на скамеечке и вспомнить своих предков – знают и понимают, что придет день – и им также доведется лечь в землю именно тут, на небольшом скромном некрополе. И тогда уже их потомки, дети и внуки, будут также приходить сюда и ухаживать за захоронением. Наверное, именно в этом, как, впрочем, и во многом другом, кроется то, что называют емким термином «связь поколений».

Игорь Суворов,
май 2011
.

Вид Храповского кладбища; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.
Вид Храповского кладбища; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.
Вид Храповского кладбища; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.
Вид Храповского кладбища; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.
Могила гвардии старшего лейтенанта Андрея Волкова, погибшего во время боевых действий в Чечне; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.
Могила гвардии старшего лейтенанта Андрея Волкова, погибшего во время боевых действий в Чечне; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.
Могила ветерана ВОВ Степана Желтенко; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.
Одна из могил на Храповском кладбище; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.
Одна из могил на Храповском кладбище; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.
Одна из могил на Храповском кладбище; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.
Одна из могил на Храповском кладбище; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.
Одна из могил на Храповском кладбище; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.
Одна из могил на Храповском кладбище; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.
Могила семьи Юсувых, погибщих в ДТП в 2008 г.; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.
Железнодорожные шпалы кидают прямо на кладбище; фото Игоря Суворова, апрель 2011 г.


       Иллюстрации в статье (сверху вниз):
  • Фото 1: Вид на бывшую деревню Храпово, ныне в черте Рязани, с Храповского кладбища.
  • Фото 2-5: Виды кладбища.
  • Фото 6: Могила гвардии старшего лейтенанта Андрея Александровича Волкова (9.IX.1970-3.I.1995), погибшего во время боевых действий в Чечне.
  • Фото 7: Могила гвардии старшего лейтенанта Андрея Александровича Волкова (9.IX.1970-3.I.1995) и Марии Александровны Волковой (6.XII.1979-17.VIII.2009).
  • Фото 8: Могила ветерана Великой Отечественной войны Степана Ефимовича Желтенко (21.XII.1908-26.IX.1991).
  • Фото 9-14: Интересные могилы.
  • Фото 15: Могила семьи Юсовых, погибших в ДТП.
  • Фото 16: Железнодорожные шпалы бросают прямо на кладбище.

           Автор всех фотографий в статье - © Игорь Суворов / их обработка - © Изяслав Тверецкий.

  • ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





           Все права
    © Игорь Суворов
    ,
    © Изяслав Тверецкий, 2011 год.