Я хочу остановиться на личности выдающегося российского архитектора Карла Ивановича Росси. Уроженец Италии, Росси работал в Москве, Твери и Санкт-Петербурге. В столице Российской Империи зодчий создал ансамбль Главного Штаба с триумфальным въездом на Дворцовую площадь, Михайловский дворец, здание Сената и Синода, ряд видных сооружений, внёс большой вклад в архитектуру северной столицы. Первоначально погребённый на Волковом лютеранском кладбище, он почти через сто лет после кончины был перезахоронен в Некрополе XVIII века в Александро-Невской лавре.
В статье приводится биография зодчего и сведения о могиле.
Биография:
РОССИ Карл Иванович [18 (29) декабря 1775, Петербург,- 6(18) апреля 1849, там же], русский архитектор,
представитель позднего классицизма. Рос в артистической среде (мать - итальянская балерина Г. Росси). С 1796 работал
помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802-1803 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и
фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 - архитектором Кабинета его величества, в 1809 направлен в
Экспедицию Кремлёвского строения в Москву (московские постройки Росси не сохранились). Среди ранних работ -
перестройка Путевого дворца в Твери (1809). В 1815 вернулся в Петербург, с 1816
один из главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. С этого времени начался период
расцвета творчества Росси, создавшего на основе обширных градостроительных планов ряд монументальных
ансамблей Петербурга, которые во многом определили облик центральных частей города. После сооружения
живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове Росси осуществил строительство величественного
Михайловского дворца (1819-1825; ныне здание Русского музея) и торжественного ансамбля Михайловской
площади (ныне Искусств площадь) и Михайловской улицы (ныне улица Бродского),
соединяющей её с Невским проспектом. Выполненные по проекту Росси интерьеры Михайловского дворца
(например, Белый зал) свидетельствуют о его высоком мастерстве
декоратора. В 1819-1829 Росси возвёл ансамбль Главного штаба, смело решив трудную композиционную и планировочную
задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь: Росси изменил направление
Морской улицы (ныне улица Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной
аркой. В 1816-1834 Росси создал один из наиболее значительных ансамблей
Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский академический
театр драмы им. А. С. Пушкина) и состоящий из Театральной улицы
(ныне улица Зодчего Росси), Александрийской площади (ныне Островского площадь) и Чернышёва моста площади (ныне площадь Ломоносова). Последним крупным сооружением -
зданиями Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив СССР) Росси в 1829-1834 завершил формирование Сенатской
площади (ныне площадь Декабристов). Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственственной
композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Росси составили вершину
градостроительного искусства русского классицизма. Для творчества Росси, одного из создателей русского варианта ампира,
характерны широта в охвате архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях
убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоничное сочетание архитектурных
форм с аллегорической скульптурой (с Росси сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и
другие), новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Подчёркнуто триумфальный
характер сооружений Росси отражал патриотические идеи величия России - победительницы в Отечественной войне
1812. Росси также построил в Павловске библиотеку дворца (1822-1824) и Николаевские чугунные ворота с
оградой (1826), в Новгороде - колокольню Юрьева монастыря (1838-1841); в Петербурге в Зимнем дворце
оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена В. П. Стасовым).
Градостроительные идеи Росси, воплощённые им в величавых городских ансамблях, явились качественно новым вкладом в
архитектуру русского классицизма. Вместе с тем в позднем творчестве Росси наметились и кризисные черты
позднего классицизма, элементы архитектурной эклектики.
Лит.: Вейнерт Н., Росси, М.- Л., 1939; Гримм Г. Г., Площадь искусств и площадь Островского,Л.- М., 1946;
П ил я в с к и и В. И., Зодчий Росси, М.-Л., 1951.
Публикуется по:
Статья Росси Карл Иванович в Большой Советской Энциклопедии, 3-е издание.
МОГИЛА
Архитектор Карл Иванович Росси скончался 6 апреля 1849 в Санкт-Петербурге.
Первоначально был погребён на Волковом лютеранском кладбище.
В 1939 году перезахоронен в Некрополе XVIII века (бывшее Лазаревское кладбище) в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург. Вместе с ним погребена его супруга Леонтина Росси (1800-1846).
Изяслав Тверецкий, апрель 2011.
Здание Сената и Синода и площадь
|
Иллюстрации в статье ( сверху вниз):
Фото 1: Архитектор Карл Иванович Росси (18.XII.1775-6.IV.1849). Портрет работы Б. Ш. Минуара, 1820-е годы.
Фото 2-4: Могила архитектора Карла Росси. Май 2010.
Фото 5: Некрополист Изяслав Тверецкий на могиле архитектора Карла Росси.
Фото 6: Здание Сената и Синода. Вид с Сенатской (Декабристов) площади.
Фото 7: Здание Сената и Синода. Вид с Невы.
Фото 8-9: Ансамбль Сенатской (Декабристов) площади. Вид с колонады Исаакиевского собора.
Фото 10-11: Ансамбль Главного Штаба.
Фото 12: Михайловский дворец (на фото - справа).
Фото 13: Елагин дворец. [Фото AleAlexander; публикуется согласно лицензиям Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported, 2.5 Generic, 2.0 Generic и 1.0 Generic.]
Фото 14-18: Путевой дворец в Твери.
Автор фотографий 2-12, 14-18 в статье - © Изяслав Тверецкий.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |
Все права © Изяслав Тверецкий, 2011 год.
| |
| | | | | |